Комплексы индивидуального
Воля способна изменить даже линии на наших ладонях.
Жан Кокто ©
Наше прошлое
Комплексы индивидуального
о комплексах
ПОДБОР ДАТЫ СВАДЬБЫ.
Подбирается с учетом гороскопа жениха и невесты
Включает краткую консультацию по гороскопу совместимости.
Комплексы, затрагивающие корни индивидуального существования
В первой главе я определил комплексы как относительно автономные группы жестко закрепившихся и неподатливых психических содержаний (идей, чувств, ощущений, которые существуют в личности главным образом в бессознательном состоянии и способны вмешиваться в ее реакции на определенный тип нового опыта или даже полностью управлять ими. Я добавил, что источником всех комплексов являются страх и чувство поражения или неполноценности, что эти био-психологические эмоциональные реакции на переживаемые (или предполагаемые) события возникают, когда человек придерживается негативного отношения к жизни, отношения, основанного на представлении себя слабым существом, которому противостоят значительно более мощные природные энергии Вселенной, где все решается столкновением сил. Считает ли человек себя просто физическим телом, ведомым простыми инстинктами, или био-психическим организмом, которым управляет (насколько это возможно) сознательное эго, так или иначе, нормально он органическое целое; а существенной характеристикой всякого органического целого является то, что его деятельность мотивируется (сознательно или бессознательно) немногими основными функциями.
Все организмы располагают несколькими видами функциональной деятельности, каждый из которых способствует удовлетворению одной из потребностей, необходимых для организменного существования. На уровне тела эти виды
функциональной деятельности выполняются специализированными органами или системами такими, как дыхательная, кровеносная или нервная системы, органы пищеварения, эндокринные и воспроизводящие железы и т.п. Им соответствуют определенные психические проявления и обертоны. Мы называем их главными побуждениями во внутренней жизни личности. Эти побуждения могут целиком определяться физиологическими инстинктами, но могут обрести и новые, трансцендентные или абстрактные, характеристики путем сознательного развития на ментальном уровне хотя бы относительной независимости от бессознательной, принудительной природы инстинктов. Иными словами, основные виды функциональной деятельности биологического уровня могут стать индивидуализированными и сознательными, а значит все более подчиненными диктату эго, этому владыке в царстве индивидуализированного сознания. Они осознаются, оцениваются или превращаются в эмоции и понятия, идеалы и символы.
В то время как основных инстинктов на уровне функционирования тела сравнительно немного, соответствующие психические побуждения могут развиваться во множестве вариантов, бесконечно видоизменяющихся под воздействием коллективной культуры и социальных идеологий, равно как и за счет индивидуального воображения.
Воображение это в основе своей способность трансформировать биологические инстинкты в множество символических действий и значимых образов, создавать запутанные драмы, ритуалы, комедии (а также сновидения) из субстанции биологических, а затем социальных действий, посредством которых реализуются
основные функции человеческой жизни. Достаточно вспомнить, какими сложными, тонкими и непрямыми путями выражается простая в основе своей тема сексуальной деятельности, как она развивается в мириадах культурных и индивидуальных вариаций, и мы увидим, как непросто работает человеческое воображение.
Но эта функция воспроизводства а она служит основой всей сложной сексуальной деятельности, чувств, образов и представлений является лишь одной из основных биологических функций, необходимых для полного проявления жизненных потенций, заложенных в человеческом роде. Она представляет лишь одну из фундаментальных
потребностей человеческого организма. А весь набор функций можно расклассифицировать различными способами; наиболее же общей классификацией (поскольку она включает и психологический и физический уровни) кажется та, в
которой различены четыре основных функции, четыре потребности, побуждения,
канала для использования энергии:
1.потребность быть особенным, отдельным существом;
2.потребность поддерживать характерную форму или темперамент данного
особенного существа;
3.потребность воспроизводить его;
4.потребность трансформировать его в соответствии с какой-то
определенной целью.
Каждая из этих потребностей может проявляться позитивным и негативным образом то есть, либо как анаболическая, либо как катаболическая сила. Каждая может, стремясь к удовлетворению, распространиться на все поле телесно-психического организма, если ее не остановят другие виды функциональной деятельности и не удержит на месте та сила, которая структурирует организм в целом. Эта сила самость, понимаемая как основной ритм и движитель, лежащий в основе всех биологических и психологических функций. Так понимаемая самость составляет
особенную, сущностно-индивидуальную форму жизненной энергии; но она связана с определенным духовным фактором (и в некотором смысле эманирует из него); за отсутствием лучшего термина я буду называть этот фактор Душой.
На уровне сознания отдельной личности структурирующую функцию самости выполняют по большей части коллективные привычки общества и культуры. Эти установления и обычаи управляют развитием сознания ребенка, вместе с влиянием родителей и окружающих условий жизни они создают прямо или косвенно, позитивно или негативно то, что мы называем эго.
Эго представляет собой структуру поля сознания; то есть, оно определяет способ, каким личность сознательно и привычно реагирует на задачи и возможности повседневной жизни. Оно является порождением социальности, но для сознания становится его центром, управляющим принципом. Однако его постоянство весьма относительно, и оно легко становится тождественным (или почти тождественным) с определенной функциональной или эмоциональной реакцией организма в целом.
Когда человек говорит я, он в большинстве случаев имеет в виду эго, а не ту функциональную силу, которая поддерживает и развивает его целостное бытие на бессознательном уровне. Индивидуальная самость существует большую часть времени лишь в глубине. На поверхности же сознания появляется нечто иное связанное, правда, с этой сущностной индивидуальностью, но узурпирующее ее действительную функцию, даже не подозревая об этом, то есть эго. Стремление быть особым существом принимает в человеке сознательную форму в качестве эго особенно в современном человеке. Любым возможным способом эго стремится утвердить свое бытие, отличное от других эго; оно неизбежно принимает поначалу исключающий подход ко всем жизненным проблемам. Оно действует наподобие типичной человеческой культуры, в особенности культуры на стадии племенной организации: рассматривает все, ему не принадлежащее, как чужое, как опасное другое. В самости нет такого стремления к исключению, потому что, хотя каждая самость имеет уникальные характеристики, все самости могут рассматриваться как обертоны широкого и всеобъемлющего основного тона Человека, а в более широком смысле всей Вселенной.
Эго и его стремление быть особым, отдельным относится главным образом к Сатурну, поскольку Сатурн это принцип, который везде строит границы, отделяющие внутреннее от внешнего. Сатурн означает, следовательно, отделение
индивидуальной личности от более широкого целого от человечества или даже от группы, внутри которой личность действует. Но Сатурн также фокусирует и концентрирует сознание, и без фокусирующей силы Сатурна нет личности с
постоянным характером, нет общества, нет передачи знания от поколения к поколению.
Сатурн для своего действия нуждается в Луне; если Сатурн форма, то Луна представляет жизненное содержание, собранное этой формой и ею структурированное. Луна представляет способность органической адаптации к обстоятельствам в рамках реакции определенного типа, а саму реакцию определяет Сатурн. Каждое из четырех определенных выше стремлений связано с парой планет. Пара Сатурн-Луна относится к стремлению быть особым существом; это стремление, действуя на сугубо сознательном уровне, отождествляет Сатурн с эго. Все же в более глубоком смысле нечто от Сатурна присутствует и в самости, ведь даже самый открытый и духовно богатый человек отличен от других людей. Но отличие не следует путать с тем чувством исключительности и лишенной гибкости отдельности, которое характеризует эго, по крайней мере в современном психологическом смысле термина.
Юпитер, как мы увидим далее, отвечает в основном за чувство социальной общности, за способность человека к ассоциации и кооперации, благодаря которой он выжил в опасном окружении джунглей будь то древние леса или современные города. Юпитер охранитель. Он поддерживает то, что определено Сатурном, в паре с Меркурием, который представляет принцип соотнесенности, способность нервной системы соотносить ощущения и способность порождающего представления ума ассоциировать образы.
Пара Марс-Венера представляет третье, репродуктивное стремление, биологически в сексуальных актах, психологически в проекции созданных воображением форм (произведений искусства и т. п.) и культурных ценностей. Что касается четвертого, трансформирующего стремления, мы можем проследить его действие в человеке по ритму, устанавливаемому в небе планетами Уран, Нептун и Плутон.
Каждое стремление представляет особый аспект жизненной силы и психической энергии в человеке. Если высвобождение этой био-психической энергии встречает препятствие, отклоняется или задерживается, возникают условия, которые могут вести (хотя не обязательно должны вести) к формированию комплексов. Каждому из четырех основных стремлений соответствует класс типичных комплексов, и мы рассмотрим эти классы в связи с их астрологическими соответствиями. Функция Сатурна-Луны коренная функция всякого особого, индивидуализированного существования. Любое живое существо, рассматриваемое как относительно полная и самодостаточная биологическая и/или психологическая единица, должно иметь пределы, границы и особые, индивидуальные характеристики, которые делают его отличным от других существ. Это различие проявляется разными способами и на разных уровнях. Кошка отличается от слона; это различие между двумя родами, двумя видами животных, родовое отличие. Различие же двух кошек одного и того же вида это индивидуальное различие.
Относительно мира людей мы можем утверждать, что каждый человек должен рассматриваться как особый вид; человечество же в целом как что-то вроде целого рода или класса. Во всяком случае, каждый человек характеризуется родовыми (расовыми) и коллективными (культурными), равно как и индивидуальными особенностями. Сатурн символизирует и то и другое, в зависимости от того, рассматривается ли группа людей или определенная личность. Каждый человек обладает человеческим скелетом и позой, отличающей его от всех других млекопитающих; этой телесной основой управляет родовой Сатурн на непосредственно биологическом и бессознательном уровнях. Но каждый современный человек имеет также эго, которое определяет и ограничивает поле его сознания и дает относительно определенную структуру его сознательной внутренней жизни; это эго индивидуальный Сатурн. Более того, современный человек установил способ и структуру мышления, которые кажутся ему правильными, то есть логику. Логика общее и коллективное выражение сатурновой функции на уровне ментальной деятельности человека (по крайней мере современного).
С другой стороны, каждое умственно развитое эго обладает определенными способами мышления его собственными, ибо они вырастают из его собственных реакций на уникальный жизненный опыт. Этот образ мышления может соответствовать коллективно определяемым установкам современной человеческой логики, а может и отличаться от них в каких-то частностях индивидуальное отличие тоже может быть отнесено к функции Сатурна в тесной связи с функцией Луны, определяющей способность ментального приспособления.
Обнаруживая такие индивидуальные отличия в мышлении и в том, как индивидуальное эго встречает события жизни, общей для всех людей, мы говорим о различиях в ментальности и в характере. Характер более фундаментален, ибо именно в нем (по крайней мере на чисто личностном уровне) следует видеть общую сумму индивидуальных особенностей эго то есть внешнее проявление эго-структуры (Сатурн) и индивидуализированный способ приспособления человека к своим жизненным ситуациям (Луна). Итак, под характером мы подразумеваем личность человека, то, что отличает его от другого человека, что он создал своими реакциями и переживаниями. Когда реакция на определенное типичное переживание жестко следует проложенными путями и остается той же, даже если внешние условия и жизненные требования (биологические и психологические) изменились, функция Сатурна оказывается преобладающей в данном отношении над адаптивной функцией Луны. Это показывает, что сформировался комплекс. Кооперация между тенденцией к индивидуализации характера и необходимостью приспосабливаться к внешним обстоятельствам и кризисам роста нарушена. Первая подавила и ограничила вторую в каком-то одном направлении, а иногда и во всех направлениях. Функция Луны становится подчиненной или порабощенной функцией Сатурна.
Это, видимо, может произойти двумя путями: либо функция Сатурна разрастается за пределы того, что допустимо с точки зрения нормального органического равновесия, либо функция Луны становится слишком слабой если она поражена или не имеет достаточно материала для питания и роста. Каждая органическая функция развивается нормально в упражнении и атрофируется без употребления или при неправильном употреблении. Более того, каждый орган и каждая клетка тела нуждаются в специальном питании чтобы выполнить свою функцию. То же справедливо и на психологическом уровне. Биологически Сатурн нуждается в кальции чтобы построить сильный и эластичный скелет; психологически Сатурн нуждается в опыте авторитета, моральной твердости короче говоря, в опыте характера чтобы создать сильное и гибкое тело. Этот стимулирующий сатурнианскую функцию опыт в нормальном случае привносится в поле сознания ребенка благодаря контактам с отцом. Опыт, наилучшим образом стимулирующий функцию Луны, приобретается в контактах ребенка с матерью, поскольку мать удовлетворяет его повседневные нужды, приспосабливая себя и его к изменяющимся внешним обстоятельствам (к темноте и свету, теплу и холоду и т.п.), а также к меняющимся внутренним потребностям ребенка (к голоду и освобождению от продуктов пищеварения, к потребности в обволакивающей нежности и комфорте в чуждом странном мире).
Чтобы быть настоящим отцом (то есть, отвечать потребности ребенка в опыте сатурнианских качеств отцовства), реальный отец должен обладать в глазах своего ребенка основательностью, твердостью, авторитетом, надежностью, прямотой, справедливостью, моральностью и т. п. Точно так же, чтобы быть настоящей матерью, реальная мать должна демонстрировать характерные лунные свойства: беззаветное служение, способность справляться с повседневными событиями. Мать должна кормить тело ребенка пищей, а душу нежной заботой, обеспечивать психологический отдых, эмоциональный комфорт, мир и гармонию, быть посредником между детским сознанием с его знакомым домашним мирком и беспокоящим внешним миром опасных вещей и незнакомых или враждебных людей.
В современной психологии есть понятия образ матери и образ отца ; эти образы создаются в сознании каждого ребенка реакциями на то, как реальные отец и мать воплощают в его присутствии выше очерченные идеалы Отца и Матери, как они удовлетворяют его потребность в оживлении функций Сатурна и Луны, в обогащении их родительским примером. Сознание ребенка растет посредством ассимиляции живых примеров из окружения, посредством имитации. Оно может также развиваться в случае повреждений и лишений через отрицание этих примеров; но тогда рост происходит в условиях стресса и напряжения, что ведет к возникновению комплексов.
Сатурн символизирует идеального отца и образ отца у ребенка; Луна обозначает идеальную мать и образ матери. Один из этих образов может доминировать до такой степени, что будет ослаблять другой и вместе с ним деятельность других основных функций. Каждый из этих образов может быть негативным и темным, омраченным страхом, чувством обиды или непонимания; или недоразвитым, дремлющим из-за недостатка реального живого контакта с отцом или матерью. Тогда в душе остается зона пустоты, которую другая функция будет стараться заполнить, и, как правило, неадекватно.
Во всех этих негативных случаях, когда функции Сатурна или Луны не действуют, не развиваются в соответствии с требованиями общечеловеческого развития или нормами, определяемыми данным обществом и культурой, возникает тенденция к развитию того или иного комплекса. Возникнет ли действительный комплекс со всей своей психически деструктивной потенциальностью по мере вхождения молодого человека в социальный мир, или он сумеет постепенно сгладить и нормализовать тенденцию к эмоциональной ригидности, ментальным предубеждениям и
компульсивному бессознательному поведению, будет зависеть от того, что принесет ему жизнь по мере взросления, и от того, как работают остальные функции. В любом случае его индивидуальность и свойственная ему структура эго-реакций до некоторой степени испытывают формирующее влияние характеристик и качеств сложившихся у него образов отца и матери.
Образ матери занимает первое место в сознании ребенка не только потому, что ребенок находится в материнской утробе на предродовой стадии жизни, но и из-за первого существенного кризиса независимого существования, глубоко
затрагивающего отношение к матери, из-за шока рождения в совершенно незнакомый мир, где ребенок неизбежно зависит от внешних источников для поддержания своего существования (источников пищи и т.п.). Современные психологи уделяют все больше внимания этому кризису (травме) рождения. Возможно, новейшие цивилизованные способы проведения родов (в большинстве случаев с той или иной глубиной анестезии) и новые приемы кормления будут иметь серьезное подсознательное влияние на раннее формирование образа матери.
Сейчас трудно понять, в какой степени эта надежда оправдается. Дело в том, что рождение - это начало сравнительно самостоятельного существования и, следовательно, начало сознания индивидуальности как таковой то есть, отделения от утробы, с которой организм был связан. С психической же точки зрения, происходит внезапное отделение от окутывающей жизни утробного моря, и вследствие этого шок рождения. Шок производит неуловимое изменение в сознании, и чувство отделения углубляется повторением любого опыта, связанного с этим отделением, главным образом, возрастающим чувством изоляции и небезопасности, необеспеченности и органического дискомфорта.
Материнское кормление, забота и ласка (тепло ее тела, которое без сомнения вызывает воспоминания внутриутробного существования и приносит некоторую долю уверенности) будут смягчать чувство страха, возникающее от изоляции сначала органической и физической, позже психологической. Параллельно физическому отделению от материнской утробы происходит психологическое отделение от материнской души, то, что д-р Кункель называет разрушением первичного мы, чувства отождествления матери и ребенка. И это психическое отделение становится, может быть, самым важным кризисом на психологическом уровне, в нем зарождаются наиболее известные формы материнского комплекса.
Отделение от матери, будь то на биологическом или на психическом уровне, выдвигает проблемы адаптации к физической и психической среде. Поставленный перед этими проблемами, ребенок смотрит на мать (или на того, кто занимает ее место) как на образец. Если образец оказывается неудовлетворительным или если он окружен страшными тенями, образ матери становится темным. И собственная лунная функция ребенка адаптация к повседневной жизни будет негативной. Он подходит к жизненному опыту с пораженческим отношением, со страхом (или, возможно, позднее с агрессивностью в качестве искаженной компенсации).
Образ отца не так глубок, как материнский, поскольку отец дальше отстоит от биологического опыта новорожденного. Функция отца становится более ясной ребенку, когда тот начинает изучать внешний мир за пределами дома; образ отца уже включает в себя моменты социального поведения. Сатурн находится гораздо дальше Луны, чей переменчивый свет хорошо символизирует странные и необъяснимые для ребенка перемены в настроении и отношении матери, соответствующие времени дня и другим, ему непонятным, обстоятельствам. А Сатурн близко связан с Юпитером, символом всех социальных функций и функций ассоциации.
Прежде чем мы перейдем к изучению различных видов комплексов, связанных с образами отца и матери, я хочу обратить внимание читателя вот на что: хотя пара Сатурн-Луна символизирует отца и мать, существует также важное полярное отношение между Солнцем и Луной. Это отношение выражает динамическую биполярную природу жизненной силы, оживляющей биологический и психологический организм; к нему мы должны отнести акт оплодотворения, являющийся источником органического существования и создания эмбриона. Мужская сперма поляризуется скорее солнечной силой, нежели принципом Сатурна. И в предродовом периоде жизни Сатурн едва ли имеет значение, разве лишь как создатель костного скелета, а кости еще очень мягки.
Власть Сатурна начинается тогда, когда биологический организм готов к индивидуализации, когда начинают развиваться корни эго. Это происходит, во-первых, при рождении; затем, несколько иначе, в то время, когда молочные
зубы (возникающие, по крайней мере символически, из материнской субстанции) заменяются постоянными, сатурнианскими зубами, то есть в возрасте семи-восьми лет. Если во внутриутробном периоде развивается функция Луны (способность существовать во внешнем мире в качестве самостоятельного организма, постоянно
приспосабливающегося к внешним условиям), то первые семь лет жизни представляют собой соответствующее вынашивание сатурнианского эго.
Около семи лет образ отца становится определенным и конкретным, затем начинается формирование отцовских комплексов, если этот образ развивается негативным путем. Если более ранние, ясно определимые отцовские комплексы появляются у девочки, за них скорее отвечает Солнце, а не Сатурн, поскольку реальный отец может поляризовать и образ любимого мужчины для своей дочери, образ, символизируемый в женской карте рождения Солнцем. Это очень важное различие, о котором не следует забывать, разыскивая соответствия отцовскому
комплексу в карте рождения девочки. В карте мальчика Луна представляет мать как воплощение обеих функций материнской и образа женщины; к этому очень важному факту я еще вернусь при рассмотрении указаний на родительские комплексы в картах рождения.
Д. Радьяр