о комплексах
Воля способна изменить даже линии на наших ладонях.
Жан Кокто ©
Наше прошлое
Комплексы индивидуального
о комплексах
ПОДБОР ДАТЫ СВАДЬБЫ.
Подбирается с учетом гороскопа жениха и невесты
Включает краткую консультацию по гороскопу совместимости.
Комплекс и его происхождение
Столь многое в современной психологии, даже популярной, связано с самим термином комплекс и с тем, что за ним стоит, что астро-психологу очень важно разобраться в этом досконально здесь недостаточно интеллектуального знания о том, что означает тот или иной комплекс с точки зрения психологических идей Фрейда, Адлера или Юнга. Астролог должен иметь ясное представление о процессе формирования и развития комплексов, об их главных причинах (а в основании их лежит негативное отношение человека к жизни и к опыту) и об их соответствии четырем основным побуждениям человеческой природы побуждениям, имеющим ясную и адекватную репрезентацию в астрологическом символизме.
Астролог должен также ясно понимать, возможно ли и до какой степени возможно отыскать комплексы по карте рождения человека и прогрессиям, каким образом он может использовать астрологические знания для помощи тем, кто к нему обращается, без того, чтобы увеличивать невольно их страхи и негативное отношение к жизни. Иными словами, он должен ясно представлять себе возможности и ограничения астрологической техники в отношении психологических комплексов и всего того, что связано с их развитием, излечением или трансформацией.
Первое, что необходимо для современного астролога, который хочет прежде всего быть психологом и помогать людям научиться определять природу комплекса, как основного фактора в психологии, и его происхождение.
Колумбийская энциклопедия определяет комплекс как группу или систему идей, которые возникают в уме человека в результате переживания им ряда эмоционально значимых событий, которые при этом вытесняются из сознательного ума, но продолжают тем не менее выдавать свое присутствие в последующей умственной деятельности и поведении этого человека... Более или менее полное преобладание группы составляющих комплекс идей в умственной деятельности человека придает комплексу анормальное или патологическое значение.
Карл Юнг, которому современная психология в основном обязана понятием комплекса, определяет комплексы как отделенные от личности психологические части, группы изолированных от сознания психических содержаний, функционирующих произвольно и автономно, обладающих таким образом своей собственной жизнью в темной сфере бессознательного, откуда они могут в любой момент препятствовать или содействовать сознательным актам (Jacoby J. The Psichology of Jung. 1943. P35, etc.). Комплексы есть у каждого из нас. Но их наличие не предполагает обязательно неполноценности человека, который их имеет. Они лишь указывают, что существует нечто необъединенное, неассимилированное, конфликтное, может быть, препятствие, может быть сверхценный стимул к большим усилиям и даже достижениям.
И все же это несомненно слабое место (курсив Д.Р.) в любом значении слова. Происхождение комплекса часто можно обнаружить в эмоциональном шоке или в чем-то подобном. Вероятно, его основой служит, как правило, видимая
невозможность принять в целом свою собственную природу.
В дальнейшем я вернусь к некоторым из этих утверждений, сейчас же важно запомнить, что комплекс - это группа неподвижных, неизменных психических содержаний (идей, чувств, ощущений, воспоминаний и т. п.), приобретших своего рода устойчивую жесткость и постоянно привлекающих к себе сходные ментально-эмоциональные элементы подобно снежному кому. Каждый комплекс начинается с частного переживания и набирает силу и инерцию, если появляются сходные переживания, которые сам человек отождествляет (рационально или нерационально) с первым. Более точно, комплекс возникает из реакций человека (как человека или как члена группы) на определенное переживание, а всякую реакцию на любое переживание можно классифицировать прежде всего как позитивную или негативную хотя, очевидно, различие не является абсолютным и большинство личных реакций включает и позитивные и негативные факторы. Все же то или другое, как правило, берет верх и потому придает реакции человека характерный чувственный тон. Со временем возникает определенное отношение к жизни или, по крайней мере к некоторому типу событий, в котором явственно преобладает позитивность или негативность.
Часто говорится, что человек равен своим возможностям. Это означает, что когда человек сталкивается с новым, неизведанным опытом, у него хватает силы встретить вызов. Величина импульса, присущая событию, и гибкость человека, его способность к адаптации, динамически равны.
Чтобы в полной мере оценить значение этого, мы должны понять, что многие естественные события способны разрушить индивидуальную структуру физического организма или личности. Жизнь и индивидуальное сознание (разумность) находится в неустойчивом равновесии в поле действия интенсивных сил природы,
подчиняющихся ритму космических приливов и отливов, которыми ни один человек не способен управлять непосредственно. Живые организмы на земле могут погибнуть от сравнительно небольшого изменения температуры; достаточно увеличить температуру тела на пять градусов, чтобы вызвать смерть. Точно так же, функции индивидуальной души сбалансированы настолько тонко, а развитие интеллигентной, гармонической, здоровой, трепещущей и индивидуально-творческой личности является столь новым фактором в эволюции Земли, что любое резкое или неожиданное событие, будь то шок или травма, легко может дезорганизовать и повредить индивидуальный организм личности. Чем более индивидуализирован и сознателен этот био-психический организм, чем больше чувствительность человека, тем более разрушительным может стать для организма шок из внешнего мира, кажущегося по существу чуждым, если не враждебным.
Человек в состоянии успешно справиться с жестокими ударами в двух случаях: либо если он груб и нечувствителен, либо если он обладает большой творческой(то есть восстанавливающей связи) силой. Грубость и несгибаемость в большинстве случаев оказываются поверхностными; если удар резок и верно направлен, организм, шкура которого оказывается пробитой, погибает мгновенно. С другой стороны, чувствительная, но творческая личность, обладающая большой восстанавливающей способностью, должна тем не менее постоянно бороться с возрастающим внутренним томлением. Организм не гибнет, но может до смерти устать от постоянного воссоздания себя заново.
Переживание с богатым эмоциональным содержанием вызывается событием большой динамической силы, событием, которое достигает жизненно важной точки в нашем био-психическом организме, важного нерва нашей личной жизни; от этой точки удар распространяется по многим направлениям и затрагивает обширную часть психики и эго-структуры. Психологически говоря, любой объект нашей внутренней жизни, особенно ценный для эго (вокруг которого оно поэтому собирает привычные реакции, удовольствия, значимые символы), становится таким жизненным центром. Если событие разрушает объект, представляющий ценность в мире опыта (посредством ли смерти или разочарования), результатом будет шок.
Под воздействием этого шока чувствительная и высоко дифференцированная личность либо погибает, либо с напряженным рвением стремится создать новую ценность. Менее чувствительная личность может принять удар со значительно меньшими повреждениями, но эта толстая психическая кожа может еще больше затвердеть от пустой самозащиты. Под влиянием повторяющихся ударов затвердение грозит превратиться в своего рода опухоль, которая со временем может стать злокачественной. Другими словами, сильный удар, направленный в жизненный центр ценности в душе, может привести к одному из трех возможных результатов (а часто к сочетанию всех трех): к серии дезинтегративных процессов, которые если и не разрушают творческие импульсы внутренней жизни, то приводят к их коррозии; к своеобразной ригидности, возникновению осадка, который может стать весьма токсичным; или же к мобилизации человеком внутренних сил своего существа, способных разделаться со старыми ценностями и создать новые.
Если реакция проходит по одному из первых двух типов, био-психический организм чувствует себя приниженным и разбитым, а потому отвечает на повторение подобного рода событий ощущением страха. Если же в результате первоначального удара пробуждаются глубинные творческие силы, создающие новые цели и ценности, усиливается победное понимание Я есть Я, чтобы ни случилось, тогда развивается уверенность в себе, то есть вера в собственную способность встретить любой новый кризис триумфом творчества.
Страх порождается памятью поражения будь эта память по природе непосредственно личной или же основанной на подсознательных воспоминаниях о предыдущих коллективных поражениях. Но необходимо различать между объективным фактом поражения и субъективным чувством поражения. Если мореплаватель встречает шторм и обнаруживает, что мачта и парус его суденышка унесены ветром, он разбит силами природы, действующими вне его и заведомо намного превосходящими его по силе, настолько, что он не может и мечтать о том, чтобы противопоставить им равную силу. Он может, однако, найти в своей внутренней жизни творческие силы, которые дадут ему возможность шаг за шагом успешно приспособиться к внешнему воздействию шторма, уклониться от него или использовать для своей цели. В той мере, в какой человек использует свои внутренние силы для творческих целей, он, будучи побежден, не будет разбит; он может потерпеть объективное поражение, но у него не возникает субъективного чувства поражения, ведущего в конце концов к пораженческому настрою.
Здесь, впрочем, существенно не столько расхождение объективных фактов и субъективных реакций на эти факты, сколько различие в том, куда направляется ход жизни на борьбу с внешними силами или на развитие внутренних творческих сил.
Если в жизненном соревновании с природой человек сосредоточит свое внимание на столкновении своих, доступных его сознанию сил с силами природы, картина в результате столкновения будет для него весьма мрачной. Да, объединяясь в группы и собирая опыт многих поколений, люди преуспели в использовании к своей выгоде многих природных сил и в изменении среды для более удобного существования, да, наша цивилизация гордится, и не без основания, своими механическими(сила-против-силы ) достижениями; но человек, вернувшийся с последней мировой войны, вправе спросить: Куда все это привело человечество? Действительно, к ужаснейшим условиям массовой голодной смерти, разрушениям, опасностям и вездесущему страху, каких человеческая история едва ли знает. И никого не удовлетворит довод, что не будь Гитлера, все было бы в порядке. То, что человечество пережило и продолжает переживать, не создано каким-то человеком, группой или нацией. Это результат глубоко укоренившегося коллективного отношения к жизни, в котором человеческое существование видится прежде всего как борьба сил, как предмет законов механики.
Там, где сила противостоит силе, человек в конце концов будет разбит, ибо неумолимые силы природы (как в физическом мире, так и в психическом царстве бессознательного, глубины которого бесконечны и неизмеримы) рано или поздно разобьют силы человечества, тем более силы индивидуальной личности. Поэтому вера в то, что человеческая жизнь это прежде всего борьба сил, логически переходит в негативное отношение к опыту, в философский пессимизм и пораженчество. Она должна также вести к коллективизму, ведь очевидно, что
единственный шанс для индивидов хоть как-то противопоставить человеческие силы силам Вселенной полная кооперация и единодушие в целях. Научный материализм неизбежно ведет к социальному коллективизму и тоталитарному коммунизму.
Но есть другая возможность! Если сущностная цель жизни человека в том, чтобы последовательно актуализировать внутренние силы и способности, присущие его творческому духу, тогда вся картина меняется. Сам факт, что бесконечно
превосходящие человека силы Вселенной могут опять и опять повергать его, перестает быть столь важным. Единственно существенным становится способность человека актуализировать все новые творческие силы для отражения постоянных ударов природы. А поскольку мы говорим здесь про человека и укорененную в его
духе творческую потенциальность, то природа это социальная и наследственная человеческая природа в ее бессознательных глубинах, равно как и природные силы физической Вселенной.
Случайному читателю может показаться, что наше различение бесцельной борьбы силы против силы и целенаправленного развития внутренних творческих сил на поле земных конфликтов слишком абстрактно и метафизично. В действительности же это различие определяет большинство практических и жизненно важных проблем, с которыми каждый из нас сталкивается как член общества, член группы или индивидуально. Сегодня это вопрос жизни и смерти западного общества, поскольку представление о человеческой жизни как о слепой борьбе ради выживания породило духовное пораженчество, которое не только привело миллионы людей в сумасшедшие дома, но поставило западный мир на грань катастрофы. Механизированная тотальная война в глобальном масштабе это лишь конкретная экстериоризация психологической и интеллектуальной установки, согласно которой человеческая жизнь (и вся жизнь вообще) есть тотальная, всеобщая борьба слепых сил. Эта установка является корнем всякого пораженчества, социального и индивидуального. Если человек с таким отношением к жизни переживает фрустрацию одного из самых ценимых инстинктивных желаний, первый, второй, третий раз, какой реакции можно от него ожидать, кроме негативной, кроме чувства поражения, кроме комплекса? Он слаб; внешнее давление невыносимо зачем все это?
На другом полюсе находится человек, проникнутый верой, что он рожден для развития своих внутренних сил под солнцем и в бурю, через боль и счастье равным образом, что единственное превосходство, за которое стоит бороться, это то, которое исходит из более полного и эффективного использования внутренних сил, каковы бы ни были внешние результаты, чего бы это ни стоило. Пусть он разбит в столкновении с могущественными энергиями природы (внутренней или внешней) ему не грозит чувство поражения, сколь бы ни была велика потеря и сильны удары, если только он в состоянии понять, что получил урок и вырос как личность в этом трагическом опыте.
Позитивное отношение к поражению возможно только тогда, когда человек считает приобретение субъективных ценностей и творческое саморазвитие единственным, что имеет существенное значение. Если же вместо этого внимание сосредоточивается на объективных потерях в борьбе с природой, и эти потери повторяются снова и снова, ему не избежать чувства унижения и поражения. Это чувство начинает окрашивать следующие подобные встречи с жизнью. Человек обезоружен памятью поражения, превращающейся в страх. Внешние условия могут уже измениться, он может действительно стать сильнее; он мог бы легко победить на этот раз, но подавленный страхом узник своего комплекса терпит поражение еще до столкновения с новым опытом. Терпит поражение, потому что видит себя ничтожной, слабой силой в противостоянии другой, могущественной силе, превратившейся в космическое существо, в безжалостного и непобедимого врага. Все, что заставляет его видеть свой жизненный опыт таким образом, враждебно психологическому здоровью, будь то религия, наука... или астрология, трактующая определенные планеты и аспекты как злые силы, стремящиеся к разрушению человека! Важно выяснить достаточно подробно, каким образом формируется основа всех комплексов, как бы ни были различны области их действия, потому что только ясное понимание их происхождения из негативного отношения к жизни может помочь работать с ними
практически и безопасно, в частности находить указания на их существование при помощи астрологической техники.
Астрологическое исследование комплексов и их корней, возможностей их развития в растущей личности очень трудное дело. Это требует осторожного и тонкого соотнесения прогрессий с картой рождения; когда нужно узнать слабости или
психологическое неравновесие того или иного рода, астролог должен указать не только, какие события ожидаются, но и как данная личность будет на эти события реагировать. Никакие события и никакой шок сами по себе не будут порождать комплекс и поэтому фрейдовский редуктивный анализ посредством лишь ассоциаций, образов и т.п. нельзя считать действительно достоверным и адекватным.
Допустим, что найдено забытое событие, с которым невротик связывает (прослеживая это с помощью психоаналитика) эмоциональный опыт, остающийся в подсознательной ассоциации с комплексом или неврозом; важно не то, что имел
место такой шок или травма, а то, что человек реагировал на него негативным образом. Но почему он реагировал на него так? Вот реальная проблема, которая должна быть разрешена. Эта проблема связана с его семьей, социальным,
культурным, религиозным фоном в той же мере, что и с его врожденными наклонностями или темпераментом. Нет человека, который жил бы один и встречал жизненные проблемы на основе лишь собственного опыта. Часто встреча с любовью и смертью, болью и разочарованием, эмоциональными и деловыми неудачами затрагивает лишь социальную личность, а не индивидуальную основу человека.
По большей части комплексы возникают в детстве или юности; именно тогда ребенку грозят первые потрясения, застающие его врасплох, когда он отрицательно обусловлен философией силы-против-силы, привнесенной родителями, школой или колледжем. Что можем мы узнать из карты рождения об отношении к жизни, которое ребенок впитывает в семье с ее культурно-религиозными верованиями и способами поведения? В карте рождения мы должны увидеть структуру отношения к Вселенной с точки зрения слабых мест человека; затем, прослеживая постепенное развертывание его потенций человека в актуальные характеристики личности по прогрессиям и транзитам (и другими подобными методами), мы можем до некоторой степени увидеть, как ребенок (а затем юноша) встречает жизненные кризисы с тем оружием, которое принадлежит ему по праву рождения. Сочетание этого оружия и кризисов роста(имеется в виду их интенсивность и длительность) то есть карты рождения и процесса развития, прослеживаемого с помощью техники прогрессий, дирекций и т.п. обрисует картину в целом; астролог должен истолковать ее по отношению к конкретной личности вкупе с конкретной средой и окружением. Положение Нептуна и Плутона может дать некоторое представление об общем характере отношения человека к жизни окружающего общества и о способах воздействия общества на него.
Распределение планет в угловых домах дает некоторые сведения об индивидуальной ориентации относительно себя и других, а также о воздействии родителей на поведение и переживание личного бытия.
Здесь я должен подчеркнуть, что если точное время рождения неизвестно, и поэтому точные значения домов определить нельзя, анализ тенденции к комплексам и тому подобным психологическим факторам практически невозможен. И только установленная сетка горизонта и меридиана на момент рождения может указать ориентацию человека относительно своего жизненного опыта. Разовьются в личности комплексы или нет это почти целиком зависит от ориентации, а не от событий. Ориентация индивидуальной личности (обусловленная семьей и обществом) по отношению к любому событию, нарушающему био-психическое равновесие этой личности ударом в один из важных нервных центров, самый существенный фактор.
Анализ карты рождения должен прежде всего указать природу этих нервных центров. Из него можно вывести, какая био-психическая функция (или функции) ослаблена, и когда она станет центром внимания развивающейся и обновляющейся личности. Когда приходит это время кризиса, в соответствии ли с генетическим ритмом биологического развития, приносящего такие кризисы, как переходный возраст, или в соответствии с сугубо индивидуальным развертыванием судьбы, слабость личности подчеркивается. Время и приблизительные общие обстоятельства кризиса могут быть указаны астрологией. Но ни один астролог не способен сказать с уверенностью, каким будет результат кризиса.
Если комплекс является результатом кризиса, то в этом смысле астрология не умеет определять, имеет ли и будет ли иметь данная личность определенные комплексы. Неправильным было бы даже соразмерять относительную силу человека и жизненных событий, с которыми он сталкивается, ведь это было бы рассмотрением ситуации как борьбы двух сил и поэтому негативным подходом.
Надо сказать, что большинство людей все же следует такому негативному подходу к своим кризисам. Следовательно, в большинстве случаев люди в той или иной степени переживают чувство поражения, которое при возобновлении ведет к
формированию комплекса; но ни один астролог не может (во всяком случае по одной только карте рождения) сказать, что данный человек будет реагировать отрицательно, ибо даже наихудшие сочетания астрологических факторов могут
вместо этого вызвать из глубин Я творческие силы и заставить человека переориентировать сознание и волю в направлении позитивного их использования.
И тогда, будучи по видимости разбит в соревновании с жизнью, человек, тем не менее, одерживает духовную победу. Приобрести комплекс, значит принять поражение от преобладающих сил. Но для того, кто видит поражение только в
невозможности роста, в невозможности учиться и актуализировать свою духовную потенциальность, нет комплексов, есть только усталость.
Его внимание сосредоточено на внутреннем творчестве, а не на сравнении сил своего организма с ударами жизни. Он использует весь жизненный опыт как пьедестал для творческой демонстрации внутреннего духа. И крест Голгофы оказывается гораздо более эффективным пьедесталом, чем богатство, публичная известность или личное счастье.
Д. Радьяр